Профориентация

Проблема выбора

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили родители, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии или посещаешь кружок «Юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие твои сверстники совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» профессия нотариуса), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий подростков. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог – и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других видах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-подросток – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – достаточно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное – интерес. Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес – вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика – ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности – как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы – это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а вуза или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе), давать адекватное финансовое вознаграждение (благосостояние твоей семье) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).


  • В данном материале использованы выдержки из статьи Е. Рыхлевской «Как выбрать профессию, советы для начинающих».

Как действует наша методика

Мы занимаемся профориентационным консультированием более 10 лет. Разработанная нами методика основана на диагностике и сопоставлении трех основных факторов успешного профессионального обучения и самореализации:

  1. Профессиональная мотивация – глубинные профессиональные интересы и ценности;
  2. Структура интеллекта – уровень развития интеллекта (IQ) и специфика структуры способностей;
  3. Психологические свойства личности – психологические склонности, предрасположенность к определенным видам профессиональной деятельности.

профориентация

Именно в области пересечения этих факторов находится сфера вероятной успешной профессиональной самореализации индивида. И наша задача как раз и состоит в том, чтобы помочь максимально точно данную сферу определить и актуализировать.

В качестве инструмента диагностики используются профессиональные тестовые методики, отвечающие высоким стандартам качества и прогностической эффективности:


  • стимульный материал (вопросы и задания) всех тестов доступен как на русском, так и на украинском языках;
  • результаты тестирования обрабатываются с учетом гендерной и возрастной характеристик оптантов (тестируемых);
  • отчет о результатах тестирования содержит подробную и доступную интерпретацию количественных показателей, не требующую дополнительной расшифровки практического психолога;
  • надежность и валидность психологических тестов, доступных в программе, проверялись после 2000 года;
  • концепция научно-практической работы по разработке и адаптации современных технологий психодиагностики с использованием компьютерных тестовых методик прошла экспертизу в Институте психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины (Экспертное заключение № 612-01-09 от 8.11.2001 г.).

Методика исследования профессиональных интересов и ценностей
Время прохождения – ориентировочно 40 минут
Возраст – от 14 лет

Первый тест дает очень важную информацию о профессиональных интересах и ценностях. После его прохождения программа сформирует первый перечень рекомендуемых профессий. Однако на этом этапе диагностики мы получаем около 40% необходимой информации.


Пример отчета по тесту…

Методика исследования IQ и интеллектуальных профессионально-значимых качеств
Время прохождения – ориентировочно 80 минут
Возраст – от 14 лет

Второй тест не менее важен. Способности – значимая составляющая стартового потенциала для обучения и профессиональной самореализации. После прохождения теста программа сформирует второй перечень рекомендуемых профессий. Это еще около 40% необходимой информации.


Пример отчета по тесту…

Методика исследования социально-психологических профессионально-значимых факторов
Время прохождения – ориентировочно 40 минут
Возраст – от 14 лет

Третий тест дополняет информацию, полученную после прохождения первых двух тестов. Психологические склонности также важны для профессиональной самореализации и, кроме того, указывают, насколько будущая профессия «комфортна» для человека. Это еще около 20% необходимой информации.


Пример отчета по тесту…

Пример комплексного отчета
по результатам профориентации
результат профориентации



Подробнее об онлайн-тестировании »
Перейти к поиску консультанта в своем регионе »

Выбор учебного заведения
Перед выпускником, определившимся с выбором будущей профессии, встает следующий важный вопрос: «А где этой профессии можно научиться?». Консультационная сеть «МОЯ ПРОФЕССИЯ» дает ответ и на этот вопрос:
Информация предоставляется в привязке к рекомендуемым профессиям из постоянно обновляемой базы данных специальностей и учебных заведений Украины. Подробнее...