Фамилия, имя, отчество: Анна Леонидовна
Возраст: 13
Дата: 21.6.2011
Затрачено времени: 00:34:36 (11:41:10 - 12:15:57)
Шкалы | Стены | |
Коммуникабельность (A) |
2 | |
Интеллектуальность (B) |
8 | |
Эмоциональная зрелость (C) |
8 | |
Возбудимость (D) |
6 | |
Доминантность (E) |
10 | |
Энергичность (F) |
1 | |
Дисциплинированность (G) |
7 | |
Стрессоустойчивость (H) |
8 | |
Рациональность-эмоциональность (I) |
6 | |
Индивидуализм-коллективизм (J) |
6 | |
Тревожность (O) |
2 | |
Самодостаточность (Q2) |
6 | |
Организованность (Q3) |
10 | |
Напряженность (Q4) |
5 |
Шкала «Коммуникабельность» (A),
(Стены - 2)
Шкала измеряет уровень коммуникабельности, степень эмоциональной вовлеченности в общение и общую социальную приспособляемость личности.
Подростку присущи замкнутость, возможно, скованность и некоторая отчужденность в общении; склонность избегать участия в шумных веселых компаниях. Он способен в целом без чувства дискомфорта переносить длительное одиночество. О себе говорит мало, не склонен выражать свои чувства – ни радость, ни огорчение; живые, сильные эмоции в общении проявляет достаточно редко. В конфликтах может демонстрировать пассивное или активное упрямство. К жизни окружающих интерес выражен слабо; предпочтение отдается книгам, вещам, хобби, одиночным играм. Присущая подростку скрупулезность в деталях позволяет прогнозировать успешность в деятельности, требующей точности, аккуратности, тщательности исполнения, например, экономика, естествознание, исследовательская работа.
Подросток хорошо умеет контролировать, а когда нужно, и скрывать, свои чувства. При этом, он нуждается в развитии коммуникабельности, приобретении навыков общения. Особенно это касается сферы интимно-личностного, неформального общения, отсутствие (недостаток) которого, обедняя жизнь личности, может способствовать развитию аутизма. В случае невозможности решить эту проблему своими силами (при помощи родителей и педагогов) следует обратиться к психологу. Учитывая склонность подростка к одиночеству, желательно предоставлять ему возможность побыть одному, когда он этого хочет. Нет необходимости перепроверять работу подростка, если она требовала тщательности и точности, а к его хобби следует относиться с уважением. Из всех видов совместных поручений предпочтителен вариант, при котором подросток делает работу в паре с кем-либо.
Шкала «Интеллектуальность» (B),
(Стены - 8)
Шкала измеряет уровень интеллектуальности, внимания и обучаемости, способности к абстрагированию.
Подросток продемонстрировал высокий уровень интеллектуального развития и общеобразовательной подготовки, хорошую обучаемость и высокую концентрацию внимания. В достаточной степени выражена способность к абстрактно-логическому мышлению, а также интерес к интеллектуальной деятельности.
Хороший уровень общих способностей еще не свидетельствует о наличии навыков, необходимых для решения обыденных, практических задач. В связи с этим следует обратить внимание, насколько легко подросток способен практически применить свой интеллектуальный потенциал, то есть воплотить в жизнь свои знания. Если теоретическая подготовка подростка не дает достаточной отдачи в практических занятиях, необходимо уделить внимание данной проблеме.
Шкала «Эмоциональная зрелость» (C),
(Стены - 8)
Шкала измеряет уровень эмоциональной зрелости, способности управлять своими эмоциями в условиях часто возникающих стрессовых факторов.
Подросток продемонстрировал высокий (для своего возраста) уровень эмоциональной зрелости, которая проявляется в способности смело смотреть в лицо фактам, не поддаваться случайным колебаниям настроения, не расстраиваться из-за несущественных деталей, проявлять спокойствие и уверенность в себе в стрессовых ситуациях, высокую помехоустойчивость, постоянство в своих планах и привязанностях. Отмечается серьезный и реалистичный взгляд на вещи с четким осознанием требований действительности, хорошая приспособленность к условиям жизни, в том числе, экстремальным. Преимуществом его является адекватная самооценка, способствующая тому, что собственные недостатки осознаются и не вытесняются.
Определенная флегматичность, присущая подростку, позволяет ему не теряться в сложных жизненных ситуациях. Вместе с тем, он значительно реже попадал бы во всевозможные критические ситуации, если бы не пренебрегал признаками отдаленной опасности или конфликта. Необходимо развивать у подростка способность к прогнозу событий, обучая его обращать внимание на мелочи и детали.
Шкала «Возбудимость» (D),
(Стены - 6)
Шкала измеряет уровень возбудимости и склонности к беспокойству.
Подростку свойственна некоторая возбудимость, проявляющаяся в склонности беспокоиться по различным поводам (в том числе незначительным) и часто отвлекаться от выполняемой деятельности. Вместе с тем, достаточно развита способность контролировать собственную нетерпеливость и импульсивность и довести начатое дело до конца, тем более, если дело увлекательное. В отношениях с людьми иногда могут возникать определенные проблемы. Будучи в принципе уступчивым и самокритичным человеком, подросток периодически требует повышенного внимания к своей персоне со стороны окружающих, проявляя чрезмерную ревность, демонстративность и обидчивость. Однако эти недостатки легко поддаются коррекции со стороны педагогов.
Шкала «Доминантность» (E),
(Стены - 10)
Шкала измеряет уровень стремления к самоутверждению и доминированию над окружающими (претензии на лидерство).
Подростку присуще выраженное стремление к самостоятельности и независимости, определенное властолюбие, тяготение к лидерской роли в группе сверстников. Вероятны протестные реакции по отношению к социальным условностям, критике и приказам со стороны взрослых, активное (иногда агрессивное) отстаивание своего образа жизни, индивидуальности и авторитета. Часто проявляется упрямство, игнорирование разумных требований в угоду своим привычкам и желаниям. Отмечается способность действовать смело, энергично и решительно, брать на себя ответственность и лидерские функции в группе сверстников, а также проявлять настойчивость в достижении цели. В силу гордости и стремления к самоутверждению подросток резко реагирует на бесцеремонное обращение.
Подростка отличает готовность смело брать на себя роль лидера. Соответственно, следует учитывать в общении с ним его самолюбие и тягу к независимости. Неуместно авторитарный тон взрослого может спровоцировать подчеркнутое непослушание, враждебность, грубость – особенно, если исходит от неавторитетного лица. Необходимо помнить, что детское и подростковое упрямство чаще всего возникает как ответ на неуважительное отношение к его личности и унижение чувства собственного достоинства. Оптимальным будет выбор позиции общения на равных. Одновременно следует избегать тактики "подстройки" под подростка, заигрывания с ним – из-за этого взрослый может утратить авторитет в глазах подростка. Лидерские задатки подростка могут найти применение в поручениях, требующих проявления организаторских способностей и самостоятельности. Однако при этом следует контролировать возможную склонность к деспотизму и грубому прессингу, указывая подростку на недопустимость подобного обращения с окружающими.
Шкала «Энергичность» (F),
(Стены - 1)
Шкала измеряет уровень оптимизма и энергетического потенциала.
Подростку свойственны сдержанность и серьезность, предрасположенность к постоянной озабоченности чем-либо, склонность усложнять и драматизировать ситуацию и существующие проблемы. Периодически возможна некоторая апатичность, вялость, самоустранение от общения и веселья. Отмечается также склонность чрезмерно беспокоиться о своем будущем, пессимистически и настороженно относиться к перспективным возможностям, любой новой информации и переменам. Проявляется тенденция постоянно задумываться о последствиях своих поступков, ожидая возможных неудач и несчастий. Для эмоциональной сферы подростка характерен несколько "минорный" характер – часто проявляется грусть, уныние, сожаление о прошедшем. Для защиты от неудач подросток стремится предпринять предохранительные меры, стараясь планировать свои поступки и взвешивать решения. К порученным заданиям относится с чувством ответственности, стремится все выполнить точно.
Присущие подростку серьезность и вдумчивость способствуют уважительному к нему отношению со стороны сверстников и взрослых. Однако склонность к пессимизму и унынию, а также чрезмерная драматизация проблем, во-первых, могут создать ему репутацию "мрачного зануды", производящего тягостное впечатление на окружающих, а во-вторых, заглушают способность получать удовольствие от жизни. В связи с этим следует почаще включать подростка в атмосферу здорового веселья и смеха, заражающих его оптимизмом. Также важно, чтобы среди окружающих его авторитетных взрослых был живой, энергичный, оптимистичный человек.
Шкала «Дисциплинированность» (G),
(Стены - 7)
Шкала измеряет уровень развития социальной обязательности, нормативности и дисциплинированности.
Подросток продемонстрировал средний уровень социальной обязательности и нормативности. Соблюдение им правил и выполнение обязанностей зависит от конкретной ситуации и степени их личной значимости. Соответственно, некоторые правила и нормы, требуемые в школе и дома, соблюдаются достаточно тщательно и добросовестно; в других случаях допускается нарушение (игнорирование) тех или иных предписаний, особенно при отсутствии контроля извне. На данном уровне выраженности показателя проявляется достаточное стремление к соответствию социальным стандартам и выполнению социальных нормативов, добросовестности в исполнении порученного. Однако направленность развития деловых и личностных качеств пока прогнозировать сложно.
Шкала «Стрессоустойчивость» (H),
(Стены - 8)
Шкала измеряет уровень чувствительности нервной системы и связанных с ней социальной смелости и стрессоустойчивости.
Подростку присущи высокий уровень социальной смелости (проявляющейся в легкости завязывания любых контактов), предприимчивость, любовь к риску, острым ощущениям и соперничеству, авантюризм, общительность, спонтанность, интерес к противоположному полу, склонность быть на виду. Отмечается некоторая эмоциональная "толстокожесть", позволяющая без особых проблем преодолевать напряженные, конфликтные и экстремальные ситуации, а также находить общий язык с конфликтными людьми. В определенной степени развиты "пробивные" способности и задатки лидера, особенно проявляющиеся в сложных ситуациях. Стабильное сохранение этих характеристик позволяет прогнозировать на будущее успешность в тех видах деятельности, где требуется противостоять усталости при работе с людьми и выдерживать значительные нервно-эмоциональные нагрузки, связанные с риском. Наиболее уязвимое место – некоторое пренебрежение деталями дела, а зачастую и сигналами опасности.
Смелость, готовность к риску – сильная сторона психологии подростка. Вместе с тем, он зачастую бывает неосмотрителен в своем увлечении "острыми ощущениями", игнорируя в силу невысокой нервно-психической чувствительности любые признаки объективно существующей угрозы (в частности, подросток слабо ощущает назревание конфликта). В связи с этим желательно почаще включать подростка в такие виды деятельности (игры, тренинги, поручения, связанные с заботой о ком-либо), которые позволят ему наработать недостающую чувствительность и научиться прогнозировать неблагоприятный вариант развития событий. Следует также обратить внимание на предрасположенность подростка к сердечным заболеваниям.
Шкала «Рациональность-эмоциональность» (I),
(Стены - 6)
Шкала измеряет уровень эмоциональной чувствительности и баланс между рациональным и эмоциональным реагированием на воздействия среды.
Эмоциональная чувствительность подростка находится на среднем (для его возраста) уровне, что проявляется в балансе между рациональным и эмоциональным началом личности. Данное сочетание может проявляться либо как гармония разума и чувств в любой ситуации, либо как периодическое неадекватное реагирование. К примеру, тревожно-эмоциональная реакция, свидетельствующая о душевной ранимости, может последовать в ситуации, требующей мужественности и рационально-логического подхода. И, наоборот, в ситуации, предполагающей эмоциональный отклик, – отсутствие эмоций вообще. В любом случае отмечается определенная чувствительность и мечтательность, эмоциональность, неравнодушие к эстетическим и драматическим моментам жизни, склонность к фантазированию и интуитивному постижению вещей, однако, с сохранением необходимого реализма и практичности, способности к самостоятельным рассудочным решениям и поступкам.
Шкала «Индивидуализм-коллективизм» (J),
(Стены - 6)
Шкала измеряет уровень индивидуализма-коллективизма.
Подросток относится к людям, способным умело сочетать личные интересы с групповыми. Он в значительной степени проявляет интерес к жизни коллектива, в который включен, но не жертвует ему все свое время. Его взгляды в определенной степени могут расходиться с общепринятыми, однако, твердо отстаивая свою точку зрения в спорных ситуациях, он способен объективно оценить точку зрения своих оппонентов и во многих случаях пойти на компромисс. Не будучи однозначно злопамятным человеком, он, тем не менее, предпочитает никогда уже не общаться с людьми, проявившими несправедливость к нему или причинившими обиды.
Шкала «Тревожность» (O),
(Стены - 2)
Шкала измеряет уровень тревожно-депрессивных состояний, а также характер реакции на неудачи.
Подросток в целом не склонен к тревожно-депрессивным состояниям. Для него характерны эмоциональная устойчивость, безмятежное спокойствие, решительность и невозмутимость в любых условиях; способность эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями. Уверенность в себе, в своих способностях и знаниях позволяет адекватно реагировать на неудачи и ошибки, однако, некоторая самонадеянность может привести к недооценке предстоящих трудностей. В отношениях с окружающими отмечается гибкость в сочетании с нечувствительностью к критике в свой адрес. Самокритичность понижена, чувство вины, как правило, не характерно.
Уверенность подростка позволяет ему эффективно справляться с экстремальными ситуациями. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что эта уверенность часто перерастает в самоуверенность и определенную небрежность в выполнении порученных заданий. Психологически слабым местом является также недостаточная самокритичность, которую необходимо развивать, обязательно указывая на все просчеты и ошибки, допущенные подростком по его вине (в частности, из-за безответственного отношения к делу), а также на очевидную неправоту в конфликтах. В некоторых случаях, возможно, прибегнуть и к определенному элементу наказания (за исключением физического).
Шкала «Самодостаточность» (Q2),
(Стены - 6)
Шкала измеряет уровень самодостаточности и степень независимости от групповых мнений.
Подростку присущ средний уровень самодостаточности, проявляющийся в тенденции согласовывать собственное мнение с мнением группы и авторитетных лиц, не отдавая заранее приоритет какой-либо из сторон. С одной стороны, он вполне независим и самостоятелен в своих суждениях и решениях, а с другой – иногда изменяет свои мнения под влиянием критики и возражений оппонентов, проявляя особенную податливость в ситуациях психологического прессинга со стороны авторитетов. В достаточной степени выражена потребность в поддержке и одобрении со стороны группы, особенно при обсуждении вопросов, которые не являются сферой личной компетенции или заинтересованности. При решении же проблем, имеющих высокую личностную значимость, подросток способен проявить достаточную твердость и неуступчивость в отстаивании собственного мнения.
Шкала «Организованность» (Q3),
(Стены - 10)
Шкала измеряет уровень самоконтроля, организованности и развития волевых качеств.
Для подростка характерен высокий (для его возраста) уровень самоконтроля и внутренней организованности, проявляющийся в эффективном поведении в социально значимых ситуациях, связанных с личной ответственностью. Отмечается стремление к планомерности и упорядоченности действий, достаточная целеустремленность, воля и упорство в достижении целей и преодолении препятствий. Подросток четко осознает социальные требования и социальные стандарты, старается полностью им соответствовать, заботится о производимом впечатлении и репутации. Для интересов характерна устойчивость и постоянство. Принимая участие в групповой деятельности, требующей высокой организованности совместных усилий, подросток способен показать хорошую результативность. В будущем для его деловых отношений будут характерны уравновешенность, надежность и объективность.
Подросток способен действовать эффективно в ситуациях, требующих умения построить и реализовать собственный план. Однако в тех случаях, когда необходимо быстро внести коррективы в свои планы, он может испытывать большие затруднения, демонстрируя неспособность к гибкой линии поведения. Для коррекции данного психологического недостатка имеет смысл давать подростку поручения, успешность выполнения которых зависит от умения вовремя перестраивать тактику поведения и использовать различные, в том числе альтернативные, средства достижения цели. Наилучшим образом эта задача решается посредствам специально построенных социально-психологических тренингов.
Шкала «Напряженность» (Q4),
(Стены - 5)
Шкала измеряет уровень терпимости к состоянию неудовлетворенной потребности и общий уровень внутренних побуждений.
Подросток демонстрирует некоторую внутреннюю напряженность, что вызвано прессингом какой-либо неудовлетворенной потребности или нереализованной цели. Вместе с тем, отмечается достаточная, хотя и колеблющаяся, терпимость к психологическому дискомфорту этого рода. В одних случаях невозможность достижения значимой цели (или удовлетворения потребности) не вызывает субъективно неприятных ощущений и переносится спокойно, в других – приводит к росту внутренней напряженности, состояниям возбужденности и всплескам повышенной активности. Наряду с этим, периодически возможны проявления апатии и лени, нежелания "напрягаться" и прилагать энергичные усилия для достижения поставленной (самим подростком или окружающими) цели.
Корреляционный анализ результатов, полученных при исследовании личностных психологических характеристик подростка, позволяет выстроить следующую иерархию возможных направлений специализации обучения:
Направления профилизации | Баллы | |
Естественнонаучно-математическое | 6 | |
Технологическое | 6 | |
Общественно-гуманитарное | 5 | |
Спортивное | 5 | |
Художественно-эстетическое | 2 |
Предметы и дисциплины | Баллы | |
Информатика | 7 | |
Техника | 7 | |
Математика | 7 | |
Химия | 6 | |
Лингвистика | 6 | |
Физика | 6 | |
Экономика | 5 | |
Менеджмент | 5 | |
Медицина | 5 | |
Биология | 5 | |
Спорт/риск | 5 | |
Право | 4 | |
Педагогика | 4 | |
История | 4 | |
Обслуживание | 3 | |
Искусство | 2 | |
Литературное творчество | 2 |
Среди личностных характеристик подростка в определенной степени выражены психологические качества, которые позволят ему достаточно успешно изучать (усваивать) такие учебные предметы и дисциплины - информатика, техника, математика.
Слабая выраженность среди личностных характеристик подростка психологических качеств, позволяющих с успехом заниматься некоторыми видами деятельности и специализироваться в определенных образовательных направлениях, свидетельствует о маловероятность достижения значительных успехов в изучении (усваивании) таких учебных предметов и дисциплин - обслуживание, искусство, литературное творчество.
Примечание. Поскольку психологическая структура личности подростка в возрасте 12-14 лет очень изменчива, то полученные результаты необходимо проверить повторным тестированием в течение года. Кроме того, профориентационные рекомендации относительно возможных направлений специализации обучения в школе еще слишком рано непосредственно проецировать на выбор будущей профессии.
Дата и время формирования отчёта: 21.06.2011, 14:35
© ActiveConsultingGroup, 2011
|
|