Тест структуры личности подростков

Подведение результатов тестирования

Фамилия, имя, отчество: Анна Леонидовна
Возраст: 13
Дата: 21.6.2011
Затрачено времени: 00:34:36 (11:41:10 - 12:15:57)

Таблица результатов

Шкалы Стены

Коммуникабельность (A)

2

Интеллектуальность (B)

8

Эмоциональная зрелость (C)

8

Возбудимость (D)

6

Доминантность (E)

10

Энергичность (F)

1

Дисциплинированность (G)

7

Стрессоустойчивость (H)

8

Рациональность-эмоциональность (I)

6

Индивидуализм-коллективизм (J)

6

Тревожность (O)

2

Самодостаточность (Q2)

6

Организованность (Q3)

10

Напряженность (Q4)

5

 

Выводы. Интерпретация личностных факторов

Шкала «Коммуникабельность» (A),

(Стены - 2)

Шкала измеряет уровень коммуникабельности, степень эмоциональной вовлеченности в общение и общую социальную приспособляемость личности.

Подростку присущи замкнутость, возможно, скованность и некоторая отчужденность в общении; склонность избегать участия в шумных веселых компаниях. Он способен в целом без чувства дискомфорта переносить длительное одиночество. О себе говорит мало, не склонен выражать свои чувства – ни радость, ни огорчение; живые, сильные эмоции в общении проявляет достаточно редко. В конфликтах может демонстрировать пассивное или активное упрямство. К жизни окружающих интерес выражен слабо; предпочтение отдается книгам, вещам, хобби, одиночным играм. Присущая подростку скрупулезность в деталях позволяет прогнозировать успешность в деятельности, требующей точности, аккуратности, тщательности исполнения, например, экономика, естествознание, исследовательская работа.

Подросток хорошо умеет контролировать, а когда нужно, и скрывать, свои чувства. При этом, он нуждается в развитии коммуникабельности, приобретении навыков общения. Особенно это касается сферы интимно-личностного, неформального общения, отсутствие (недостаток) которого, обедняя жизнь личности, может способствовать развитию аутизма. В случае невозможности решить эту проблему своими силами (при помощи родителей и педагогов) следует обратиться к психологу. Учитывая склонность подростка к одиночеству, желательно предоставлять ему возможность побыть одному, когда он этого хочет. Нет необходимости перепроверять работу подростка, если она требовала тщательности и точности, а к его хобби следует относиться с уважением. Из всех видов совместных поручений предпочтителен вариант, при котором подросток делает работу в паре с кем-либо.

Шкала «Интеллектуальность» (B),

(Стены - 8)

Шкала измеряет уровень интеллектуальности, внимания и обучаемости, способности к абстрагированию.

Подросток продемонстрировал высокий уровень интеллектуального развития и общеобразовательной подготовки, хорошую обучаемость и высокую концентрацию внимания. В достаточной степени выражена способность к абстрактно-логическому мышлению, а также интерес к интеллектуальной деятельности.

Хороший уровень общих способностей еще не свидетельствует о наличии навыков, необходимых для решения обыденных, практических задач. В связи с этим следует обратить внимание, насколько легко подросток способен практически применить свой интеллектуальный потенциал, то есть воплотить в жизнь свои знания. Если теоретическая подготовка подростка не дает достаточной отдачи в практических занятиях, необходимо уделить внимание данной проблеме.

Шкала «Эмоциональная зрелость» (C),

(Стены - 8)

Шкала измеряет уровень эмоциональной зрелости, способности управлять своими эмоциями в условиях часто возникающих стрессовых факторов.

Подросток продемонстрировал высокий (для своего возраста) уровень эмоциональной зрелости, которая проявляется в способности смело смотреть в лицо фактам, не поддаваться случайным колебаниям настроения, не расстраиваться из-за несущественных деталей, проявлять спокойствие и уверенность в себе в стрессовых ситуациях, высокую помехоустойчивость, постоянство в своих планах и привязанностях. Отмечается серьезный и реалистичный взгляд на вещи с четким осознанием требований действительности, хорошая приспособленность к условиям жизни, в том числе, экстремальным. Преимуществом его является адекватная самооценка, способствующая тому, что собственные недостатки осознаются и не вытесняются.

Определенная флегматичность, присущая подростку, позволяет ему не теряться в сложных жизненных ситуациях. Вместе с тем, он значительно реже попадал бы во всевозможные критические ситуации, если бы не пренебрегал признаками отдаленной опасности или конфликта. Необходимо развивать у подростка способность к прогнозу событий, обучая его обращать внимание на мелочи и детали.

Шкала «Возбудимость» (D),

(Стены - 6)

Шкала измеряет уровень возбудимости и склонности к беспокойству.

Подростку свойственна некоторая возбудимость, проявляющаяся в склонности беспокоиться по различным поводам (в том числе незначительным) и часто отвлекаться от выполняемой деятельности. Вместе с тем, достаточно развита способность контролировать собственную нетерпеливость и импульсивность и довести начатое дело до конца, тем более, если дело увлекательное. В отношениях с людьми иногда могут возникать определенные проблемы. Будучи в принципе уступчивым и самокритичным человеком, подросток периодически требует повышенного внимания к своей персоне со стороны окружающих, проявляя чрезмерную ревность, демонстративность и обидчивость. Однако эти недостатки легко поддаются коррекции со стороны педагогов.

Шкала «Доминантность» (E),

(Стены - 10)

Шкала измеряет уровень стремления к самоутверждению и доминированию над окружающими (претензии на лидерство).

Подростку присуще выраженное стремление к самостоятельности и независимости, определенное властолюбие, тяготение к лидерской роли в группе сверстников. Вероятны протестные реакции по отношению к социальным условностям, критике и приказам со стороны взрослых, активное (иногда агрессивное) отстаивание своего образа жизни, индивидуальности и авторитета. Часто проявляется упрямство, игнорирование разумных требований в угоду своим привычкам и желаниям. Отмечается способность действовать смело, энергично и решительно, брать на себя ответственность и лидерские функции в группе сверстников, а также проявлять настойчивость в достижении цели. В силу гордости и стремления к самоутверждению подросток резко реагирует на бесцеремонное обращение.

Подростка отличает готовность смело брать на себя роль лидера. Соответственно, следует учитывать в общении с ним его самолюбие и тягу к независимости. Неуместно авторитарный тон взрослого может спровоцировать подчеркнутое непослушание, враждебность, грубость – особенно, если исходит от неавторитетного лица. Необходимо помнить, что детское и подростковое упрямство чаще всего возникает как ответ на неуважительное отношение к его личности и унижение чувства собственного достоинства. Оптимальным будет выбор позиции общения на равных. Одновременно следует избегать тактики "подстройки" под подростка, заигрывания с ним – из-за этого взрослый может утратить авторитет в глазах подростка. Лидерские задатки подростка могут найти применение в поручениях, требующих проявления организаторских способностей и самостоятельности. Однако при этом следует контролировать возможную склонность к деспотизму и грубому прессингу, указывая подростку на недопустимость подобного обращения с окружающими.

Шкала «Энергичность» (F),

(Стены - 1)

Шкала измеряет уровень оптимизма и энергетического потенциала.

Подростку свойственны сдержанность и серьезность, предрасположенность к постоянной озабоченности чем-либо, склонность усложнять и драматизировать ситуацию и существующие проблемы. Периодически возможна некоторая апатичность, вялость, самоустранение от общения и веселья. Отмечается также склонность чрезмерно беспокоиться о своем будущем, пессимистически и настороженно относиться к перспективным возможностям, любой новой информации и переменам. Проявляется тенденция постоянно задумываться о последствиях своих поступков, ожидая возможных неудач и несчастий. Для эмоциональной сферы подростка характерен несколько "минорный" характер – часто проявляется грусть, уныние, сожаление о прошедшем. Для защиты от неудач подросток стремится предпринять предохранительные меры, стараясь планировать свои поступки и взвешивать решения. К порученным заданиям относится с чувством ответственности, стремится все выполнить точно.

Присущие подростку серьезность и вдумчивость способствуют уважительному к нему отношению со стороны сверстников и взрослых. Однако склонность к пессимизму и унынию, а также чрезмерная драматизация проблем, во-первых, могут создать ему репутацию "мрачного зануды", производящего тягостное впечатление на окружающих, а во-вторых, заглушают способность получать удовольствие от жизни. В связи с этим следует почаще включать подростка в атмосферу здорового веселья и смеха, заражающих его оптимизмом. Также важно, чтобы среди окружающих его авторитетных взрослых был живой, энергичный, оптимистичный человек.

Шкала «Дисциплинированность» (G),

(Стены - 7)

Шкала измеряет уровень развития социальной обязательности, нормативности и дисциплинированности.

Подросток продемонстрировал средний уровень социальной обязательности и нормативности. Соблюдение им правил и выполнение обязанностей зависит от конкретной ситуации и степени их личной значимости. Соответственно, некоторые правила и нормы, требуемые в школе и дома, соблюдаются достаточно тщательно и добросовестно; в других случаях допускается нарушение (игнорирование) тех или иных предписаний, особенно при отсутствии контроля извне. На данном уровне выраженности показателя проявляется достаточное стремление к соответствию социальным стандартам и выполнению социальных нормативов, добросовестности в исполнении порученного. Однако направленность развития деловых и личностных качеств пока прогнозировать сложно.

Шкала «Стрессоустойчивость» (H),

(Стены - 8)

Шкала измеряет уровень чувствительности нервной системы и связанных с ней социальной смелости и стрессоустойчивости.

Подростку присущи высокий уровень социальной смелости (проявляющейся в легкости завязывания любых контактов), предприимчивость, любовь к риску, острым ощущениям и соперничеству, авантюризм, общительность, спонтанность, интерес к противоположному полу, склонность быть на виду. Отмечается некоторая эмоциональная "толстокожесть", позволяющая без особых проблем преодолевать напряженные, конфликтные и экстремальные ситуации, а также находить общий язык с конфликтными людьми. В определенной степени развиты "пробивные" способности и задатки лидера, особенно проявляющиеся в сложных ситуациях. Стабильное сохранение этих характеристик позволяет прогнозировать на будущее успешность в тех видах деятельности, где требуется противостоять усталости при работе с людьми и выдерживать значительные нервно-эмоциональные нагрузки, связанные с риском. Наиболее уязвимое место – некоторое пренебрежение деталями дела, а зачастую и сигналами опасности.

Смелость, готовность к риску – сильная сторона психологии подростка. Вместе с тем, он зачастую бывает неосмотрителен в своем увлечении "острыми ощущениями", игнорируя в силу невысокой нервно-психической чувствительности любые признаки объективно существующей угрозы (в частности, подросток слабо ощущает назревание конфликта). В связи с этим желательно почаще включать подростка в такие виды деятельности (игры, тренинги, поручения, связанные с заботой о ком-либо), которые позволят ему наработать недостающую чувствительность и научиться прогнозировать неблагоприятный вариант развития событий. Следует также обратить внимание на предрасположенность подростка к сердечным заболеваниям.

Шкала «Рациональность-эмоциональность» (I),

(Стены - 6)

Шкала измеряет уровень эмоциональной чувствительности и баланс между рациональным и эмоциональным реагированием на воздействия среды.

Эмоциональная чувствительность подростка находится на среднем (для его возраста) уровне, что проявляется в балансе между рациональным и эмоциональным началом личности. Данное сочетание может проявляться либо как гармония разума и чувств в любой ситуации, либо как периодическое неадекватное реагирование. К примеру, тревожно-эмоциональная реакция, свидетельствующая о душевной ранимости, может последовать в ситуации, требующей мужественности и рационально-логического подхода. И, наоборот, в ситуации, предполагающей эмоциональный отклик, – отсутствие эмоций вообще. В любом случае отмечается определенная чувствительность и мечтательность, эмоциональность, неравнодушие к эстетическим и драматическим моментам жизни, склонность к фантазированию и интуитивному постижению вещей, однако, с сохранением необходимого реализма и практичности, способности к самостоятельным рассудочным решениям и поступкам.

Шкала «Индивидуализм-коллективизм» (J),

(Стены - 6)

Шкала измеряет уровень индивидуализма-коллективизма.

Подросток относится к людям, способным умело сочетать личные интересы с групповыми. Он в значительной степени проявляет интерес к жизни коллектива, в который включен, но не жертвует ему все свое время. Его взгляды в определенной степени могут расходиться с общепринятыми, однако, твердо отстаивая свою точку зрения в спорных ситуациях, он способен объективно оценить точку зрения своих оппонентов и во многих случаях пойти на компромисс. Не будучи однозначно злопамятным человеком, он, тем не менее, предпочитает никогда уже не общаться с людьми, проявившими несправедливость к нему или причинившими обиды.

Шкала «Тревожность» (O),

(Стены - 2)

Шкала измеряет уровень тревожно-депрессивных состояний, а также характер реакции на неудачи.

Подросток в целом не склонен к тревожно-депрессивным состояниям. Для него характерны эмоциональная устойчивость, безмятежное спокойствие, решительность и невозмутимость в любых условиях; способность эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями. Уверенность в себе, в своих способностях и знаниях позволяет адекватно реагировать на неудачи и ошибки, однако, некоторая самонадеянность может привести к недооценке предстоящих трудностей. В отношениях с окружающими отмечается гибкость в сочетании с нечувствительностью к критике в свой адрес. Самокритичность понижена, чувство вины, как правило, не характерно.

Уверенность подростка позволяет ему эффективно справляться с экстремальными ситуациями. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что эта уверенность часто перерастает в самоуверенность и определенную небрежность в выполнении порученных заданий. Психологически слабым местом является также недостаточная самокритичность, которую необходимо развивать, обязательно указывая на все просчеты и ошибки, допущенные подростком по его вине (в частности, из-за безответственного отношения к делу), а также на очевидную неправоту в конфликтах. В некоторых случаях, возможно, прибегнуть и к определенному элементу наказания (за исключением физического).

Шкала «Самодостаточность» (Q2),

(Стены - 6)

Шкала измеряет уровень самодостаточности и степень независимости от групповых мнений.

Подростку присущ средний уровень самодостаточности, проявляющийся в тенденции согласовывать собственное мнение с мнением группы и авторитетных лиц, не отдавая заранее приоритет какой-либо из сторон. С одной стороны, он вполне независим и самостоятелен в своих суждениях и решениях, а с другой – иногда изменяет свои мнения под влиянием критики и возражений оппонентов, проявляя особенную податливость в ситуациях психологического прессинга со стороны авторитетов. В достаточной степени выражена потребность в поддержке и одобрении со стороны группы, особенно при обсуждении вопросов, которые не являются сферой личной компетенции или заинтересованности. При решении же проблем, имеющих высокую личностную значимость, подросток способен проявить достаточную твердость и неуступчивость в отстаивании собственного мнения.

Шкала «Организованность» (Q3),

(Стены - 10)

Шкала измеряет уровень самоконтроля, организованности и развития волевых качеств.

Для подростка характерен высокий (для его возраста) уровень самоконтроля и внутренней организованности, проявляющийся в эффективном поведении в социально значимых ситуациях, связанных с личной ответственностью. Отмечается стремление к планомерности и упорядоченности действий, достаточная целеустремленность, воля и упорство в достижении целей и преодолении препятствий. Подросток четко осознает социальные требования и социальные стандарты, старается полностью им соответствовать, заботится о производимом впечатлении и репутации. Для интересов характерна устойчивость и постоянство. Принимая участие в групповой деятельности, требующей высокой организованности совместных усилий, подросток способен показать хорошую результативность. В будущем для его деловых отношений будут характерны уравновешенность, надежность и объективность.

Подросток способен действовать эффективно в ситуациях, требующих умения построить и реализовать собственный план. Однако в тех случаях, когда необходимо быстро внести коррективы в свои планы, он может испытывать большие затруднения, демонстрируя неспособность к гибкой линии поведения. Для коррекции данного психологического недостатка имеет смысл давать подростку поручения, успешность выполнения которых зависит от умения вовремя перестраивать тактику поведения и использовать различные, в том числе альтернативные, средства достижения цели. Наилучшим образом эта задача решается посредствам специально построенных социально-психологических тренингов.

Шкала «Напряженность» (Q4),

(Стены - 5)

Шкала измеряет уровень терпимости к состоянию неудовлетворенной потребности и общий уровень внутренних побуждений.

Подросток демонстрирует некоторую внутреннюю напряженность, что вызвано прессингом какой-либо неудовлетворенной потребности или нереализованной цели. Вместе с тем, отмечается достаточная, хотя и колеблющаяся, терпимость к психологическому дискомфорту этого рода. В одних случаях невозможность достижения значимой цели (или удовлетворения потребности) не вызывает субъективно неприятных ощущений и переносится спокойно, в других – приводит к росту внутренней напряженности, состояниям возбужденности и всплескам повышенной активности. Наряду с этим, периодически возможны проявления апатии и лени, нежелания "напрягаться" и прилагать энергичные усилия для достижения поставленной (самим подростком или окружающими) цели.

1. Профориентационные рекомендации

Корреляционный анализ результатов, полученных при исследовании личностных психологических характеристик подростка, позволяет выстроить следующую иерархию возможных направлений специализации обучения:

Направления
профилизации
Баллы
Естественнонаучно-математическое 6
Технологическое 6
Общественно-гуманитарное 5
Спортивное 5
Художественно-эстетическое 2

 

Предметы
и дисциплины
Баллы
Информатика 7
Техника 7
Математика 7
Химия 6
Лингвистика 6
Физика 6
Экономика 5
Менеджмент 5
Медицина 5
Биология 5
Спорт/риск 5
Право 4
Педагогика 4
История 4
Обслуживание 3
Искусство 2
Литературное творчество 2

 

Выводы:

Среди личностных характеристик подростка в определенной степени выражены психологические качества, которые позволят ему достаточно успешно изучать (усваивать) такие учебные предметы и дисциплины - информатика, техника, математика.

Слабая выраженность среди личностных характеристик подростка психологических качеств, позволяющих с успехом заниматься некоторыми видами деятельности и специализироваться в определенных образовательных направлениях, свидетельствует о маловероятность достижения значительных успехов в изучении (усваивании) таких учебных предметов и дисциплин - обслуживание, искусство, литературное творчество.

 

Примечание. Поскольку психологическая структура личности подростка в возрасте 12-14 лет очень изменчива, то полученные результаты необходимо проверить повторным тестированием в течение года. Кроме того, профориентационные рекомендации относительно возможных направлений специализации обучения в школе еще слишком рано непосредственно проецировать на выбор будущей профессии.

 

Дата и время формирования отчёта: 21.06.2011, 14:35

© ActiveConsultingGroup, 2011
Страница программы: www.acgsoft.com.ua